В одном из сообществ, посвященных тайскому массажу, мне встретился следующий текст одного из мастеров, который живет в Таиланде и, следовательно, исторически близок к данному виду работы с телом. Возможно, эта информация окажется полезной для вас.
«Недавно один мой студент подтолкнул меня к тому, чтобы углубиться в некоторые факты, касающиеся практики тайского массажа и причины, по которым эта практика стала тем, чем является на сегодняшний день.
Немногим известно, что в Таиланде на протяжении практически всего ХХв. традиционная тайская медицина находилась под запретом. Это началось в 1923г., когда официально признанной в Таиланде стала западная медицина, а традиционная медицина была объявлена вне закона. Такое положение дел сохранялось до середины 80-х гг., когда по предложению ВОЗ правительство Таиланда запустило проект т.н. «возрождения». Основной идеей данного проекта являлось возвращение практики народной медицины в систему общественного здравоохранения. Для этого было необходимо подогнать традиционные медицинские практики под господствующие на тот момент западные академические стандарты. Что означала такая процедура? Это означало, что многие аспекты традиционной медицины, практикуемой веками и передаваемой из поколения в поколение - такие, как знания анатомии и физиологии, взаимоотношений учителя и ученика, прогнозирование и магическая наука, методы физиотерапии, а также техники, которые требуют длительного и тщательного освоения - были удалены из «нового» учебного плана традиционной тайской медицины. Таким образом, традиционная медицина была буквально уничтожена, а на свет появилась «новая» народная медицина, которая регулируется и активно пропагандируется Министерством здравоохранения и Министерством образования Таиланда. Именно по этой причине мы стали свидетелями широко распространенного заблуждения в отношении традиционной тайской медицины. На самом деле существуют две совершенно разные и несовместимые традиции, которые обычно определяются одним и тем же названием. Та же судьба постигла тайский массаж как аспект тайской медицины.
Для понимания данного явления самой простой параллелью является сравнение тайского массажа с йогой. Это связано с тем, что большинство древних восточных традиций подвергались аналогичной «подгонке». Йогические асаны были вырваны из контекста изначальной практики йоги, в результате чего «новая» йога больше напоминает фитнес, чем духовную практику. Точно так же техники тайского массажа были вырваны из обширного контекста тайской медицины, и «созданный» таким образом тайский массаж больше похож на оздоровительную услугу, чем на духовную практику. Вот почему в любой школе тайского массажа в Таиланде вы сможете научиться исключительно массажным техникам. В течение долгих лет жители Запада полагали, что изучение тайского массажа - это обучение техникам: чем больше в вашем арсенале техник, тем выше ваша квалификация как массажиста. И это была не наша вина, потому что никто не мог нам подсказать, что здесь можно научиться гораздо большему. Даже если человек осваивал сотни техник, чего-то все же не хватало. Имелся огромный пробел в понимании практики, и тот, кто был по-настоящему честен с самим собой, признавал это. Этот пробел маскировался искусственным сочетанием техник тайского массажа либо с более доступными медицинскими системами - такими как китайская медицина или аюрведа - либо с созданием необычного массажного пространства с помощью расслабляющей музыки, свечей, благовоний, головы Будды, эфирных масел и многих других аксессуаров в стиле «нью эйдж» в желании сделать акцент на эстетический аспект. В результате тайский массаж превратился в нечто, что можно назвать «стиль важнее сути» - когда наша практика потрясающе выглядит, однако пробел все еще очевиден. Что же это за пробел? Этот пробел возник вследствие того самого удаления определенных аспектов в процессе создания «новой» тайской медицины и «нового» тайского массажа. Как этот пробел отражается на практике? Да, известна масса приемов, но что с ними делать? Как их применять? Когда? Должны ли мы использовать определенные последовательности? Или это не обязательно? Показана ли такая-то техника для такого-то клиента, в таком-то состоянии?
Что же делать? Западному человеку чрезвычайно трудно найти ответ на этот вопрос в Таиланде. Десять лет назад это было просто-таки невозможно. Чтобы знать - я имею в виду действительно знать - как, когда и какую технику следует применять, мы должны в первую очередь знать, что такое человеческое тело, из чего оно состоит и как оно функционирует. За счет чего оно функционирует? Как на него влияет образ жизни и окружающая среда? Если кто-то испытывает боль - чем она может быть вызвана? Можем ли мы продиагностировать это? Знаем ли мы, какая терапия показана в той или иной ситуации, а какая нет? Какой конкретно эффект дает та или иная техника, которую мы применяем к нашей сложной системе «тело-разум»?
Неопределенная «интуиция» или некое смутное «ощущение» не могут дать ответы на эти вопросы - хотя именно это мы часто слышим от учителей в школах Таиланда. Все ответы сокрыты в знаниях о народной тайской медицине. Знаниях, о которых многие тайцы ничего не знают или же только слышали (эти знания были «стерты» 40 лет назад, помните?). А тех немногих, кто знает - как правило, это старые мастера - останавливает языковой и культурный барьер, из-за которого они не в состоянии поделиться информацией с не-тайцами .
Человеческое существо - слишком хрупкая конструкция, не приемлющая применения слишком интенсивных и потенциально опасных техник, которыми хорошо известен тайский массаж, основанный исключительно на «интуиции». Интуиция - понятие очень размытое и вызывающее множество вопросов. Если бы тайский массаж состоял из мягких, нежных, неинвазивных техник - таких как эфлераж - то можно было бы предположить, что мы как бы играем, руководствуясь собственной интуицией. Однако тайский массаж, скорее, известен интенсивными растяжками, а также техниками сильных надавливаний, которые осуществляются с помощью локтей, коленей или стоп. Если задуматься, сама структура вышеупомянутых техник и сама их природа, доказывают терапевтическое происхождение этого искусства. Если применять ту или иную технику, нарушая безопасный предел всего на несколько дюймов, тайский массаж превращается в боевое искусство и может стать очень опасным навыком, с которым не следует играть.
В качестве заключения можно сказать, что знания о традиционной медицине Таиланда являются основой физической терапии, независимо от применяемого вида терапии. Я перефразирую слова своего учителя: «Для практики тайского массажа важно действовать в соответствии со знаниями тайской медицины; при этом условии абсолютно не имеет значения, выполняется ли массаж на полу, на столе, на стуле, в движущемся поезде, на крыше... Не имеет значения, используются масла или нет; несущественно, одет ли клиент, наполовину одет или он голый. Цель тайского массажа заключается том, чтобы решить проблему. И всякий раз, когда вы хотите оказать терапевтическое воздействие, необходимо знать, как это сделать. Всё остальное вторично».
Источник How did Thai massage become like it is today?